MENU
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Форум Кабира » Кабир » Лезгистан (Лезгистан)
Лезгистан
AdminДата: Пятница, 23.05.2014, 17:25 | Сообщение # 16
Веб мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
Социально-экономические условияЭкономические возможности лезгин ограничены из-за их удаленности от экономических центров России, и того
факта, что Азербайджан делает весьма скромные инвестиции в лезгинские
регионы своей страны. В особо тяжелой ситуации находятся бывшие
российские села, в основном населенные лезгинами, которые были переданы
Азербайджану в результате подписания соглашения о государственной
границе после распада СССР.ПереселениеОдной из основных вызывающих озабоченность проблем лезгинского народа является судьба бывших жителей
российских уже бывших российских эксклавов, таких как Храх-Уба и
Уриян-Уба, которые были переданы Азербайджану в контексте соглашения о
государственной границе.С 2002 года между Россией и Азербайджаном велись переговоры, направленные на укрепление и уточнения
284х-километровой границы, начиная с того места, где сходятся Россия,
Азербайджан и Грузия до Каспийского моря. В апреле 2006 года после 11
раундов переговоров 90% границы между двумя государствами было
зафиксировано. После еще нескольких раундов переговоров и создании
специальной рабочей группы 3 сентября 2010 года Россия и Азербайджан
пришли к соглашению, которое рассматривается как историческое для России
– впервые состоялось подписание договора о границе с другим
государством.Сотрудничество в вопросе о границе является ключевым для российско-азербайджанских отношений, особенно
учитывая ситуацию на Северном Кавказе, и в контексте борьбы с
терроризмом. Между тем граница не является абсолютно новым явлением,
поскольку она соответствует административному делению советского периода
между Дагестанской автономной социалистической республикой и
Азербайджанской союзной советской социалистической республикой.Один из бывших российских эксклавов, находящийся непосредственно по другую сторону границы в Азербайджане,
является селение Храх-Уба, которое в основном заселено лезгинами. С
момента подписания соглашения о границе между Россией и Азербайджаном на
жителей Храх-Убы оказывалось давление, чтобы они продали свою
собственность в случае отказа принять гражданство Азербайджана. Людям,
приехавшим в Дагестан после 3 сентября по личным или связанным с работой
причинам, не было разрешено пересечь границу и вернуться в Азербайджан к
своим семьям.Поисковая миссия дважды имела возможность разговаривать с изгнанными из Храх-Убы жителями этого
селения. Первый раз в Махачкале 28 августа 2013 года и второй раз в
селении Новый аул 29 августа 2013 года.
 
AdminДата: Пятница, 23.05.2014, 17:26 | Сообщение # 17
Веб мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
Один из респондентов объяснил, что большинство жителей Храх-Убы не хотели принимать азербайджанское
гражданство, особенно после того, как первоначальное обещание двойного
гражданства России и Азербайджана оказалось несбыточным: люди, принявшие
азербайджанское гражданство, были сразу же лишены российского
гражданства. Кроме того, им было предложено стать гражданами
Азербайджана или получить компенсацию и начать новую жизнь в Дагестане.
Однако, размеры компенсации оказались намного меньше, чем рассчитывали
жители Храх-Убы и которые были с ними согласованы и были абсолютно
недостаточными для начала новой жизни семей по другую сторону границы.“Я жил в Баку с 1972 по 1996 год. После развала Советского Союза я решил стать гражданином России и
получил российское гражданство и паспорт. Я не хочу быть гражданином
Азербайджана. Мои дети и внуки посещали русские школы. Я не знаю
азербайджанского языка. У каждой семьи из Храх-Убы такие же или схожие
причины для того, чтобы отказаться от азербайджанского гражданства».
(Интервью от 29 августа 2013 года в Новом ауле).
Еще один респондент подробно рассказал о своем изгнании. Он сказал, что он и его два сына в возрасте 14 и 18 лет
не могут встретиться с матерью уже в течение двух лет. Она все еще
живет в Азербайджан, оказавшись без статуса, без гражданства или каких
либо официальных удостоверяющих личность документов после того, как ее
насильно заставили продать дом. Согласно этому респонденту
азербайджанские власти составили списки всех жителей Храх-Убы, в
отношении которых было дано распоряжение не пускать их в Азербайджан при
возвращении из Дагестана.“28 апреля 2011 года меня, директора Храх-Убинской школы послали в командировку в Дагестан. Когда я закончил
дела, они не разрешили мне вернуться в Азербайджан. Пограничник сказал:
«Ваш въезд запрещен. Вам не разрешено возвращаться в Азербайджан, и мы
не обязаны давать Вам объяснения почему». Школа в Храх-Убе закрыта, и
дети больше не могли посещать занятия. Меня заставили продать свой дом и
землю за ту цену, которую они мне предложили и которая была в три раза
ниже средней рыночной. У меня было 2500 квадратных метра земли с садами
хурмы и орешника. (Интервью, взятое 29 августа 2013 года в Новом ауле).
 
AdminДата: Пятница, 23.05.2014, 17:28 | Сообщение # 18
Веб мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
(Интервью, взятое 29 августа 2013 года в Новом ауле).Согласно респондентам большинство семей из Храх-убы сейчас разделены таким образом, что женщины с детьми
проживают в Азербайджане, в то время как мужчины остаются в Дагестане.
Согласно нашему респонденту 300 жителей, представляющих 130 семей из
Храх-Убы стали жертвами соглашения о границе. Что стало очевидным после
разговоров с жителями Храх-Убы, так это то, что процесс изгнания
направлен на отделение глав семей и важных членов общины от других
жителей, что влечет за собой разрушение самой ткани общества.В настоящее время селение Храх-Уба опустело, за исключением около 15 домов, в которых живут рабочие,
строящие коттеджи в этом регионе. Согласно нескольким респондентам
сотрудники Миграционной службы района принесли жителям села документы об
их выселении. Другие респонденты говорили о том, что к ним пришел
бизнесмен, скупающий дома в Храх-Убе. Прекрасные плодородные земли
региона привлекательны для инвестиций, особенно для развития туризма. В
Кусарах (Азербайджан) делегаты миссии остановились в новом курортном
комплексе. Наш респондент сказал нам, что эта земля, на которой
находится курорт, издревле принадлежала лезгинам, и многие лезгинские
села стираются с лица земли для того, чтобы осуществить выгодные
туристические проекты.
 
AdminДата: Пятница, 23.05.2014, 17:28 | Сообщение # 19
Веб мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
Новый туристический проект в Кусарах, на бывшей земле лезгинЯ родился в 1960 году и жил с женой, дочерью и внуком в Храх-Убе. Но нам пришлось убраться оттуда. В марте
2013 года, сразу после обеда четыре сотрудника миграционной службы
Азербайджана пришли ко мне домой. Они спросили, не хочу ли я продать
свой дом, только дом, но не прилегающую к нему землю. Я отказался
продавать свой дом, после чего сотрудники миграционной службы предъявили
мне документ, в котором говорилось, что меня выселяют из дома. Я
запротестовал, тогда сотрудники связали мне руки за спиной и запихали в
полицейскую машину. Они заверили меня, что, если моя жена принесет мой
паспорт в миграционную службу, все необходимые формальности будут
улажены, и тогда я и моя семья могут остаться жить в Азербайджане.
Однако они привезли меня на нейтральную зону между Дагестаном и
Азербайджаном и оставили там. Азербайджанские власти не дали мне
разрешения вернуться в Азербайджан, и я вынужден был оставаться вдали от
моей семьи и жить в Махачкале в Дагестане. Моя жена оставалась дома, но
миграционные власти были настойчивы, и она была вынуждена продать дом.
Мы получили 55,000 долларов [43,000 манат] за дом, хотя в документах
было написано, что мы получили за свой дом 85,000 манат. После этого мне
дважды дали разрешение вернуться домой и забрать свои вещи. Когда я
приехал в Азербайджан во второй раз я забрал свою семью. Когда я с
семьей захотел в третий раз съездить в Азербайджан посетить могилы
родственников, нам не разрешили пересечь границу. Сейчас я и еще 6
членов моей семьи ютимся в двухкомнатной квартире в Махачкале. Мы не
получаем никакой поддержки от какого-либо правительства,
азербайджанского, дагестанского или российского. Я считаю, что все, что с
нами тогда произошло в Храх-Убе после подписания соглашения о границе
между Россией и Азербайджаном, является какой-то формой этнической
чистки. Сейчас я просто хочу посещать могилы своих родственников.
(Интервью, взятое 38 августа 2013 года в Махачкале).
 
AdminДата: Пятница, 23.05.2014, 17:29 | Сообщение # 20
Веб мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
Несколько жителей Храх-Убы обратились в Верховный Суд Дагестана. Но до сегодняшнего дня это не принесло никаких
результатов. Из-за усилившихся нападок азербайджанских властей на
диссидентов посредством произвольных арестов по ложным обвинениям, а
также запугивания жителей Храх-Убы они не идут на то, чтобы подать
коллективную жалобу в суд.Глава местной администрации, который раньше был главой администрации Храх-Убы сказал, что российское
правительство изыскивает возможность поселить храхубинцев в Новом ауле в
Дагестане, там, где члены делегации встретились с ними.Миссия была информирована о назначении нового Президента Дагестана Рамазана Абдулатипова, и о том, что жители
Храх-Убы очень много ожидают от этого назначения. Однако, несмотря на
многие обещания с его стороны переселить и обустроить жителей Храх-Убы,
пока в этом отношении не было принято эффективных мер.Недавно миссию информировали о том, что ФЛНКА получила копию письменного подтверждения, подписанного Президентом
Путиным в отношении компенсаций жителям Храх-Убы и Урьян-Убы (См.
Приложение).Жители Храх-Убы. Новый аул, Дагестан – 29 августа 2013 годаЭкономический климатПолитический ландшафт Дагестана в значительной степени влияет на экономическое процветание различных
этнических групп. Три позиции в дагестанском правительстве являются
самыми главными: президент, премьер-министр и председатель парламента. В
настоящее время эти посты занимают Рамазан Абдулатипов (аварец),
Абдусамад Гамидов (даргинец) и Хизри Шихсаидов (кумык). Когда мы
поинтересовались у глав местных администраций Дагестана, как этничность
взаимосвязана с социально-экономическим статусом, нам стало понятно, что
этнические группы, имеющие своих представителей в верхнем слое
политического эстэблишмента, имеют очевидные социально-экономические
преимущества. Нам сказали, что с 1951 года после того, как последний
лезгин ушел в отставку с поста премьер-министра по вступившему в силу с
той поры неписанному правилу три основные поста в Дагестане должны
занимать представители аварской, даргинской и кумыкской этнических
групп. С тех пор лезгины были удалены от правления Дагестаном, что имело
очевидные экономические последствия для этого народа.В Азербайджане экономические возможности для лезгин еще более ограничены, особенно те, которые связаны с их этничностью.В Кусарах представителям миссии один из респондентов рассказал о том, как один лезгин владел небольшим магазином
на рыночной площади, где он продавал футболки. На некоторых из футболок
была надпись «Дагестан» или «лезгин». В марте 2013 года полицейские,
ответственные за патрулирование рынка, сказали продавцу, что футболки с
такими надписями в Азербайджане продавать запрещено, а если он все же
хочет их продавать «пусть едет в Дагестан». (Интервью, взятое 30 августа
2013 года в Кусарах).Еще об одном случае делегации рассказал местный лезгинский бизнесмен, который хотел открыть свой магазин в
Кусарах. Когда он заказывал баннер с названием своего магазина, который
он хотел назвать на лезгинском языке «Орел», владелец рекламной
компании, изготавливающей баннеры, сказал ему, что не разрешено печатать
баннеры ни на каком языке, кроме азербайджанского. Он не смог
представить нашему респонденту никаких документов, подтверждающих этот
запрет, но сказал, что это было устное распоряжение, которое он получил
сверху. Когда мы проезжали по Кусарам наш респондент показал нам
несколько магазинов, на которых раньше висели баннеры с названием на
лезгинском языке. (Интервью, взятое 30 августа 2013 года в Кусарах).
 
AdminДата: Пятница, 23.05.2014, 17:30 | Сообщение # 21
Веб мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
КУЛЬТУРА И ЯЗЫК“Как можно сказать, что кто-то, у кого даже нет учебника на родном языке, свободен? – бывший житель селения Храх-уба.Лезгинские культурные традицииРеспублика Дагестан официально имеет 14 национальностей и является домом для более 30 языков. Часто говорится о
том, что такое этническое и языковой разнообразие является основной
силой этой республики.У лезгин в Дагестане имеется очень богатое художественное наследие и интеллектуальные традиции. Лезгинская
культура прежде всего узнаваема своим фольклором, сохраняющим в памяти
людей и передающим из поколения в поколение описание исторических
событий, связанных с лезгинским народом. Герой «Шарвили» — это
коллективный персонаж, представляющий лезгинский народ. Он несет
ответственность за защиту своей земли от завоевателей. В честь этого
героя в Ахтынском районе Дагестана проводится ежегодное празднование,
которое в течение последних лет завоевало большую популярность и
всенародное признание.Что касается религиозных верований, то лезгины в основном являются суннитами, но имеется также небольшая группа
шиитов. Древняя Джума-мечеть в Дербенте является одной из редчайшей
мечетей в мире, где сунниты и шииты молятся вместе. Кроме того, лезгины
довольно успешно поддерживают свои доисламские верования и традиции.
Яран Сувар — день весеннего равноденствия, который отмечается 21 марта,
является одним из самых популярных праздников в лезгинском календаре и
представляет один из самых важных символов для лезгинского народа.
Другими такими праздниками являются «праздник цветов» и «правздник
черешни». То, как отмечаются эти праздники, и их популярность среди
лезгин демонстрирует желание людей сохранить свою уникальную культурную
идентичность.У лезгин также очень богатые и разнообразные песенные и танцевальные традиции. Танец «Лезгинка» очень
знаменит и распространен лезгинами по всему Северному Кавказу.
Традиционное рукоделие, включающее ворсовые ковры и «сумахи», ножи и
украшения, а также керамика составляют яркую сторону лезгинской
культуры.Лезгинский ковровый рынок в Гянже (Азербайджан). Конец 19-го века.Культурная политика в ДагестанеМиссия посетила древний город Дербент, который в 2015 году собирается праздновать свое твухтысячилетие, где
имела возможность встретиться с Мэром этого города Имамом Яралиевым.Он сказал нам, что в Дербенте у каждого человека есть возможность говорить на своем родном языке.
Образовательный процесс обычно ведется на русском языке, но 50% учащихся
могут выбрать свой родной язык для обучения на нем. В Дербенте четыре
национальных театра, где пьесы ставятся на родных языках, имеются газеты
на языках меньшинств, а также свободное радиовещание. Любой
представитель любых этнических групп может создать свое радиовещание.
Такая возможность существует сегодня для всех. Согласно Конституции
Дагестана в республике 14 национальностей, которые защищены законом. Это
означает, что люди могут писать и получать информацию на родном языке,
когда имеют дело с местными администрациями. Государство также
оплачивает услуги переводчиков в суде.
 
AdminДата: Пятница, 23.05.2014, 17:33 | Сообщение # 22
Веб мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
.Мэр Дербента Имам ЯралиевВо время встречи с Главой Администрации Сулейман-Стальского района Нариманом Абдулмуталибовым, делегатам миссии
рассказали об особых инициативах, предпринятых для поддержания местных
традиций.Уже более 15 лет мы проводим фольклорный лезгинский фестиваль. Он способствует развитию языка и культуры. Этот
фестиваль не только для лезгин, в нем участвуют и другие близкие к
лезгинам этнические меньшинства. Мы также опубликовали книгу по истории
лезгинского народа на лезгинском и русском языках, и скоро планируем ее
издание на английском языке. Это будет что-то наподобие эпоса Беовульф,
показывающее проявленное на протяжении всей своей истории мужество
лезгинского народа. (Интервью, взятое 29 августа 2013 года в
Касумкенте).Когда речь зашла о лезгинском языке, Глава Администрации Сулейман-Стальского района рассказал миссии о
нескольких инициативах. Одна из них — это программа по изданию учебников
на лезгинском языке с цветными картинками для местных детских садов.
Была также проведена Межрегиональная конференция по развитию лезгинского
языка, на которую были приглашены учителя и преподаватели вузов из
различных регионов. Он сказал также, что в настоящее время они работают
над созданием телевизионного шоу на лезгинском языке, а также готовятся к
проведению межрегионального фестиваля, направленного на объединение
жителей различных регионов.«Иногда мы проводим заседания в Администрации на лезгинском языке» — Глава Администрации Сулейман-Стальского района Нариман Абдулмуталибов
 
AdminДата: Пятница, 23.05.2014, 17:33 | Сообщение # 23
Веб мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
Глава Сулейман-Стальского района Нариман Шамсудинович Абдулмуталибов держит портрет лезгинского поэта
Сулеймана Стальского (1869-1937 гг).
Культура лезгин в Азербайджане«Вы можете говорить на английском, русском, азербайджанском, на каком угодно языке, но только
не на лезгинском» — лезгин из Кусаров, города, населенного в основном
лезгинами.
Несмотря на то, что лезгины являются самым многочисленным меньшинством в Азербайджане, они сталкиваются там с
прямой и опосредованной ассимиляционной политикой, угрожающей
лезгинской идентичности. Многие культурные достижения лезгин выдаются за
азербайджанские, искажаются названия культурных и исторических
памятников лезгинского народа. В Баку Лезги-мечеть 12го века, являющаяся
памятником, включенным в Мировое историческое наследие ЮНЕСКО, была
переименована в Ашурбековскую.В 2001 году переход с кириллицы на латинский алфавит вызвал у лезгин в Азербайджане серьезную озабоченность
и даже протесты, так как они боялись, что такой переход затруднит
контакты с лезгинами, проживающими по другую сторону
российско-азербайджанской границы, прервет торговые и семейные связи и
нарушит традиционную жизнь лезгинского народа.Миссия посетила Кусары, город на севере Азербайджана, в основном населенный лезгинами. Когда мы спросили одного
из местных жителей о лезгинском языке, он ответил: «можно изучать
лезгинский, как второй язык, но только несколько часов в неделю и до 9го
класса. Но официально вы не можете использовать лезгинский язык ни при
каких условиях. Все, что пишется, должно писаться на азербайджанском
языке. И хотя 95 населения Кусаров это лезгины, все важные посты в этом
городе заняты азербайджанцами. Главой полиции является азербайджанец,
прокурор – азербайджанец, судья – азербайджанец, глава госбезопасности –
азербайджанец, армейское подразделение в Кусарах тоже возглавляет
азербайджанец. Единственный пост, занимаемый лезгином – это пост главы
администрации, но это чистая формальность. Он даже не умеет
разговаривать на лезгинском языке. (Интервью, взятое в Кусарах 30
августа 2013 года).Когда мы спросили, существует ли пресса или другие средства массовой информации на лезгинском языке, респондент
ответил, что из-за репрессивных мер со стороны азербайджанского
правительства и отсутствия каких-либо региональных сетей невозможно
иметь никаких СМИ. По словам респондента в ответ на давление,
оказываемое лезгинами с целью создать радиовещание на лезгинском языке,
глава Азербайджанского Комитета по телевидению и радиовещанию сказал,
что в Азербайджане нет регионов с компактным проживанием этнических
групп. Местные жители все же говорят между собой на лезгинском языке, но
обычным явлением бывает выражение недовольства азербайджанцами, когда
они слышат лезгинскую речь.В Баку, где проживает большинство азербайджанцев, очень часто люди, проходя мимо нас и слыша лезгинскую
речь, выражают недовольство и просят нас этого не делать. Лезгины,
живущие в Баку, не говорят на лезгинском языке в присутствии
азербайджанцев, но пытаются говорить на азербайджанском языке.
(Интервью, взятое 30 августа 2013 года в Кусарах).Каждый год на центральной площади в Кусарах, где живут лезгины, проводились концерты с песнями и танцами.
Пять лет назад представители местной администрации сказали местным
жителям, что они должны исполнять только азербайджанскую музыку и петь
азербайджанские песни. (Интервью, взятое 30 августа 2013 года в
Кусарах). Делегаты миссии стали свидетелями того, каким опасным является
проявление лезгинской культуры в общественных местах. Один местный
лезгинский активист сопровождал делегацию на обед в ресторан, которым
владел один из его старых друзей, который одновременно был еще и
известным музыкантом. Мы попросили его сыграть на кларнете какую-нибудь
лезгинскую мелодию, и он очень эмоционально и выразительно это сделал.
Когда он ушел, наш респондент сказал делегации, что то, что мы услышали,
была азербайджанская, но не лезгинская музыка.
 
AdminДата: Пятница, 23.05.2014, 17:34 | Сообщение # 24
Веб мастер
Группа: Администраторы
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
ЗАКЛЮЧЕНИЕСитуация лезгин в Азербайджане сильно отличается от их ситуации лезгин, живущих в Дагестане. В то время как в
Дагестане у каждого отдельно лезгина и у групп лезгин есть возможность
проводить различные мероприятия, связанные с лезгинской культурой и
идентичностью, в Азербайджане это не поощряется и даже запрещается.Лезгины в Дагестане лишены некоторых преимуществ из-за географического положения в Республики, где они
удалены от республиканских органов власти. Кроме того, отсутствие
официальных квот для распределения позиций в государственной службе и
неписаный закон, по которому лезгины не могут занимать ни один из трех
самых высших должностей в Республике, оказывает очевидное влияние на
положение лезгин. Несмотря на это на местном, региональном уровне
существует надежная защита, направленная на сохранение языка и
культурных проявлений. Хотя существуют опасения постепенного
исчезновения лезгинского языка, который используется в основной в
устной, а не в письменной форме, и, принимая во внимание главенство
русского языка, все же лезгинский язык используется во многих сферах
жизни общества.Ситуация лезгин в Азербайджане особенно тревожна. Лезгины недостаточно представлены даже в тех городах, где они
составляют большинство населения, а главные государственные посты там
занимают азербайджанцы. Среди лезгинского сообщества сильно
распространены опасения репрессивных мер со стороны правительства, что
само по себе подавляет какие-либо инициативы, направленные на публичные
несогласия с политикой правительства. Инвестиции и инфраструктура в
лезгинских регионах находятся на очень низком уровне, что еще больше
способствует разделению и ассимиляции лезгинского сообщества. Можно в
какой-то степени изучить родной язык в школах в ограниченном числе мест,
но не разрешены никакие средства массовой информации на лезгинском
языке. Накануне президентских выборов в Азербайджане увеличилось число
произвольных арестов, направленных против политических активистов, что
еще больше усилило страх выражать свои мысли у итак уже уязвленного
лезгинского сообщества.Делегаты миссииКсаба Согор – депутат Европарламента, Комитет гражданских свобод и внутренних дел, Делегация стран
юго-восточной Азии, Интергруппа по традиционным меньшинствам,
национальным сообществам и языкамЖозефин Моеман – депутат Фламандского Парламента, Комитет иностранных дел, бывший Министр экономики,
энергоресурсов, внешней торговли и науки Бельгии, бывший вице Президент
Фландрии и министр экономики, предпринимательства, науки, инноваций и
внешней торговли во Фламандском правительствеМатиас Диепендаеле – депутат Европейского Парламента, лидер фракции N-VA во Фламандском Парламенте,
вице-председатель Комитета по экономике, инновациям, политике в области
науки и социальным вопросам.Оде Мерлин – профессор Брюссельского университета, Центра политических исследований свободного Университета
Брюсселя и Института европейских исследований.Жули Реньер – журналист издания MO*Пьетро Бруни – фотожурналистМод Ванвллендхем – Руководитель офиса ОНН в БрюсселеЭндрю Свон – консультант ОНН, эксперт по КавказуДжероин Занберг, эксперт ОННПо материалам: flnka.ru Категории: Азербайджан, Главное, Россия
 
Форум » Форум Кабира » Кабир » Лезгистан (Лезгистан)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Конструктор сайтов - uCoz